ИСТОРИЯ
ВЕЛОСИПЕДЫ
Строительство минского мотоциклетно-велосипедного завода началось в 1945 году. Всего через пару лет после запуска первых цехов минское предприятие начало производить дорожные велосипеды В-16, воплощение комфорта по доступной цене. Модель была рассчитана на массового, «народного» покупателя. За основу В-16 была взята европейская модель велосипеда Brennabor, сконструированная на немецком заводе в Бранденбурге и очень популярная у европейцев.

ВЕЛОСИПЕДЫ
Строительство минского мотоциклетно-велосипедного завода началось в 1945 году. Всего через пару лет после запуска первых цехов минское предприятие начало производить дорожные велосипеды В-16, воплощение комфорта по доступной цене. Модель была рассчитана на массового, «народного» покупателя. За основу В-16 была взята европейская модель велосипеда Brennabor, сконструированная на немецком заводе в Бранденбурге и очень популярная у европейцев.


Благодаря высокому спросу завод поступательно наращивал производство, а продажи кратно повышались. К 1950 году было продано 100 тысяч велосипедов, а к 1955 году продажи выросли до 400 тысяч единиц продукции в год. К 1970-м завод освоил выпуск спортивных велосипедов с несколькими скоростями (модель «Турист»), а затем и складных велосипедов. Настоящей легендой стал В-114. С него началась история народной модели «Минск», которая эволюционировала в «Аист». Свое название, ставшее впоследствии брендом, модель получила в 1986 году.
Благодаря высокому спросу завод поступательно наращивал производство, а продажи кратно повышались. К 1950 году было продано 100 тысяч велосипедов, а к 1955 году продажи выросли до 400 тысяч единиц продукции в год. К 1970-м завод освоил выпуск спортивных велосипедов с несколькими скоростями (модель «Турист»), а затем и складных велосипедов. Настоящей легендой стал В-114. С него началась история народной модели «Минск», которая эволюционировала в «Аист». Свое название, ставшее впоследствии брендом, модель получила в 1986 году.

Если поначалу продукцию завода предлагали лишь внутри СССР, то уже в 1963 году начался внешний экспорт. Как правило, торговля шла с дружественными Союзу странами — велосипеды были востребованы как в Европе, так и в Азии. К 1967 году общие продажи велосипедов, произведенных на ММВЗ, достигли 8 млн (спустя 40 лет это уже было 55 млн единиц продукции). 1990-е и 2000-е были временем сокращения производства. При этом рынок велосипедов активно развивался, азиатские и европейские бренды занимали свободную нишу. И чтобы сохранить свои позиции, «Аисту» было необходимо развиваться. Удачным решением стало сотрудничество компании с итальянскими дизайнерами, начавшееся в 2008-м. Объем продаж в 2021 году составил 100 тысяч велосипедов в год. Из них 40% ушли на экспорт. И география поставок предприятия очень широка. Здесь и европейские страны: Нидерланды, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Сербия, Румыния, Укораина, а также Россия, Казахстан, страны Средней Азии.

Если поначалу продукцию завода предлагали лишь внутри СССР, то уже в 1963 году начался внешний экспорт. Как правило, торговля шла с дружественными Союзу странами — велосипеды были востребованы как в Европе, так и в Азии. К 1967 году общие продажи велосипедов, произведенных на ММВЗ, достигли 8 млн (спустя 40 лет это уже было 55 млн единиц продукции). 1990-е и 2000-е были временем сокращения производства. При этом рынок велосипедов активно развивался, азиатские и европейские бренды занимали свободную нишу. И чтобы сохранить свои позиции, «Аисту» было необходимо развиваться. Удачным решением стало сотрудничество компании с итальянскими дизайнерами, начавшееся в 2008-м. Объем продаж в 2021 году составил 100 тысяч велосипедов в год. Из них 40% ушли на экспорт. И география поставок предприятия очень широка. Здесь и европейские страны: Нидерланды, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Сербия, Румыния, Укораина, а также Россия, Казахстан, страны Средней Азии.


Белорусские гонщики на спортивных «Аистах» принимали участие во всех чемпионатах в СССР, а также входили в состав сборной Советского Союза на Олимпийских играх. Среди легенд белорусского спорта — олимпийские чемпионы Владимир Каминский и Олег Логвин. К слову, Каминский также был участником квартета советских спортсменов, выигравших командную гонку на шоссе в Монреале-76. На Олимпийских играх в Пекине в 2008 году на трековом велосипеде AIST выступила восьмикратная чемпионка мира Наталья Цилинская. На велосипедах AIST белорусские спортсменки Ольга Панарина, Татьяна Шаракова, Оксана Попко, Елена Дылько установили олимпийский рекорд и 2 национальных рекорда на велотреке на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году.
Белорусские гонщики на спортивных «Аистах» принимали участие во всех чемпионатах в СССР, а также входили в состав сборной Советского Союза на Олимпийских играх. Среди легенд белорусского спорта — олимпийские чемпионы Владимир Каминский и Олег Логвин. К слову, Каминский также был участником квартета советских спортсменов, выигравших командную гонку на шоссе в Монреале-76. На Олимпийских играх в Пекине в 2008 году на трековом велосипеде AIST выступила восьмикратная чемпионка мира Наталья Цилинская. На велосипедах AIST белорусские спортсменки Ольга Панарина, Татьяна Шаракова, Оксана Попко, Елена Дылько установили олимпийский рекорд и 2 национальных рекорда на велотреке на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году.

В 2013 году бренд «Аист» (AIST) стал официальным партнером чемпионата мира 2013 года по велосипедному спорту на треке в Минске. На велосипедах AIST выступали велогонщицы сборной Беларуси, а также спортсмены из Индии. К слову, на международной выставке 1980 года в индийском Бомбее велосипед и его конструкция были высоко оценены экспертами.

В 2013 году бренд «Аист» (AIST) стал официальным партнером чемпионата мира 2013 года по велосипедному спорту на треке в Минске. На велосипедах AIST выступали велогонщицы сборной Беларуси, а также спортсмены из Индии. К слову, на международной выставке 1980 года в индийском Бомбее велосипед и его конструкция были высоко оценены экспертами.

Новая форма собственности и новое название — ОАО «Мотовело», возвращение в собственность государства, появление инвестора в лице АТЕС Holding Gmbh и ребрендинг, сокращение и банкротство — такими были 1990-е-2010-е для предприятия. Но чтобы сохранить национальный бренд и продолжить выпуск продукции, на производственных мощностях «Мотовело» 30 сентября 2015 года было организовано ООО «МотоВелоЗавод», оно-то и стало преемником ММВЗ. В этом же году предприятие стало участником ассоциации CIE велопроизводителей Европы, в Бельгии.


Новая форма собственности и новое название — ОАО «Мотовело», возвращение в собственность государства, появление инвестора в лице АТЕС Holding Gmbh и ребрендинг, сокращение и банкротство — такими были 1990-е-2010-е для предприятия. Но чтобы сохранить национальный бренд и продолжить выпуск продукции, на производственных мощностях «Мотовело» 30 сентября 2015 года было организовано ООО «МотоВелоЗавод», оно-то и стало преемником ММВЗ. В этом же году предприятие стало участником ассоциации CIE велопроизводителей Европы, в Бельгии.
И сегодня AIST не стоит на месте: активно модернизируется. В линейке бренда представлено более 130 различных моделей детских, хардтейловых, складных, городских, шоссейных велосипедов. Здесь создают собственную раму и вилку для дорожных моделей из сварной и паяной высококачественной стали, литые детали, велосипедные коляски. AIST активно разрабатывает и электровелосипеды, производит готовые электрические модели (сегодня у предприятия девять электромоделей) и предлагает велокомплекты для оснащения практически любого велосипеда. В планах предприятия к концу 2025 года достичь годового выпуска велосипедов порядка 250 тысяч единиц.

И сегодня AIST не стоит на месте: активно модернизируется. В линейке бренда представлено более 130 различных моделей детских, хардтейловых, складных, городских, шоссейных велосипедов. Здесь создают собственную раму и вилку для дорожных моделей из сварной и паяной высококачественной стали, литые детали, велосипедные коляски. AIST активно разрабатывает и электровелосипеды, производит готовые электрические модели (сегодня у предприятия девять электромоделей) и предлагает велокомплекты для оснащения практически любого велосипеда. В планах предприятия к концу 2025 года достичь годового выпуска велосипедов порядка 250 тысяч единиц.



МОТОЦИКЛЫ
Производство мотоциклов в Минске ведёт свою историю с 1951 года. Именно тогда была выпущена первая модель мотоцикла, ставшего впоследствии легендой. Прототипом послужила немецкая модель DKW RT125, стоявшая на вооружении Вермахта с 1941 года. По решению союзников, любое предприятие, поставлявшее вооружение Вермахту, подлежало демонтажу. Поэтому в качестве компенсации ущерба, нанесённого народному хозяйству СССР, в страну были вывезены техническая документация и оборудование с завода DKW в городе Цшопау. Об удачности выбора прототипа говорит тот факт, что к 1950 году восемь заводов в семи странах выпускали копии этой немецкой модели. В том числе такие именитые компании как BSA, Harley-Davidson, Royal Enfield и Yamaha.

МОТОЦИКЛЫ
Производство мотоциклов в Минске ведёт свою историю с 1951 года. Именно тогда была выпущена первая модель мотоцикла, ставшего впоследствии легендой. Прототипом послужила немецкая модель DKW RT125, стоявшая на вооружении Вермахта с 1941 года. По решению союзников, любое предприятие, поставлявшее вооружение Вермахту, подлежало демонтажу. Поэтому в качестве компенсации ущерба, нанесённого народному хозяйству СССР, в страну были вывезены техническая документация и оборудование с завода DKW в городе Цшопау. Об удачности выбора прототипа говорит тот факт, что к 1950 году восемь заводов в семи странах выпускали копии этой немецкой модели. В том числе такие именитые компании как BSA, Harley-Davidson, Royal Enfield и Yamaha.


За первый год существования марки было продано более 3000 мотоциклов, а за следующий год продажи возросли почти вдвое. Мотоциклы «МИНСК» стремительно набирают популярность на мировом рынке. К 1967 году было продано свыше 1 миллиона мотоциклов. Долгий срок службы, ремонтопригодность и высокая проходимость – те качества, которые обеспечили мотоциклам марки «МИНСК» успех, как в нашей стране, так и за рубежом.
Простые мотоциклы ценятся везде, где населению необходимы бюджетные средства передвижения. Подтверждение тому – география экспорта: от Бразилии до Египта, от Кубы до Монголии. И даже в таких европейских странах, как Великобритания Германия, Франция или Чехословакия, находилось место для наших мотоциклов. А во Вьетнаме даже был создан фан-клуб мотоциклов «МИНСК» и проводились многочисленные встречи владельцев.
За первый год существования марки было продано более 3000 мотоциклов, а за следующий год продажи возросли почти вдвое. Мотоциклы «МИНСК» стремительно набирают популярность на мировом рынке. К 1967 году было продано свыше 1 миллиона мотоциклов. Долгий срок службы, ремонтопригодность и высокая проходимость – те качества, которые обеспечили мотоциклам марки «МИНСК» успех, как в нашей стране, так и за рубежом.
Простые мотоциклы ценятся везде, где населению необходимы бюджетные средства передвижения. Подтверждение тому – география экспорта: от Бразилии до Египта, от Кубы до Монголии. И даже в таких европейских странах, как Великобритания Германия, Франция или Чехословакия, находилось место для наших мотоциклов. А во Вьетнаме даже был создан фан-клуб мотоциклов «МИНСК» и проводились многочисленные встречи владельцев.

Знаковыми стали мотопробеги на минских мотоциклах: Минск – Памир, Брест-Владивосток, а также Минск-Душанбе, организованный совместно с ОДКБ. Гонщики на мотоциклах «МИНСК» регулярно принимают участие в спортивных мероприятиях в таких дисциплинах, как мотокросс, эндуро, мотобол и даже в мотомногоборье. А в 2013 году бренд впервые получил награду "Народная марка".
За 70 лет существования предприятия было реализовано более 6,5 миллионов мотоциклов. И эта цифра не окончательная, мотоциклы «МИНСК» продолжают пользоваться популярностью у мотолюбителей всего мира.

Знаковыми стали мотопробеги на минских мотоциклах: Минск – Памир, Брест-Владивосток, а также Минск-Душанбе, организованный совместно с ОДКБ. Гонщики на мотоциклах «МИНСК» регулярно принимают участие в спортивных мероприятиях в таких дисциплинах, как мотокросс, эндуро, мотобол и даже в мотомногоборье. А в 2013 году бренд впервые получил награду "Народная марка".
За 70 лет существования предприятия было реализовано более 6,5 миллионов мотоциклов. И эта цифра не окончательная, мотоциклы «МИНСК» продолжают пользоваться популярностью у мотолюбителей всего мира.


Более 70 лет назад в Минске на основе немецких чертежей был создан первый мотоцикл, а сегодня в портфеле бренда — множество собственных разработок: мотоциклы, скутеры, мопеды. И компания движется дальше, придерживаясь главных принципов — создавать проходимую, неприхотливую, надежную технику.
В 2007 году предприятие получило новый импульс к развитию: австрийская компания ATEC Holding приобрела 99,8% акций ОАО «Мотовело». Это реанимировало застоявшееся производство и повлекло за собой появление новых и актуальных моделей. Так, в 2008-м появилась модель MINSK M4 200, над дизайном которой работал известный белорусский кастомайзер Юрий Шиф. Позже в сотрудничестве с британской компанией Megelli стартовал проект по созданию спортивных байков, получивший воплощение в модели TRX 300i.
Более 70 лет назад в Минске на основе немецких чертежей был создан первый мотоцикл, а сегодня в портфеле бренда — множество собственных разработок: мотоциклы, скутеры, мопеды. И компания движется дальше, придерживаясь главных принципов — создавать проходимую, неприхотливую, надежную технику.
В 2007 году предприятие получило новый импульс к развитию: австрийская компания ATEC Holding приобрела 99,8% акций ОАО «Мотовело». Это реанимировало застоявшееся производство и повлекло за собой появление новых и актуальных моделей. Так, в 2008-м появилась модель MINSK M4 200, над дизайном которой работал известный белорусский кастомайзер Юрий Шиф. Позже в сотрудничестве с британской компанией Megelli стартовал проект по созданию спортивных байков, получивший воплощение в модели TRX 300i.

В советские времена ММВЗ экспортировал продукцию в 45 стран мира: Европу, Азию и даже Америку. Например, в 1970-е британская фирма Satra Corporation занималась поставками советской продукции в Англию, Австралию и США. Мотоциклы поставлялись под брендами Minsk Saturn 125 и Cossack. В новейшей истории M/NSK сумел выжить в конкурентной борьбе мотоциклетных брендов. И сегодня продукция предприятия активно экспортируется в Россию, Казахстан, страны Средней Азии. Отгружают мототехнику и в страны Карибского бассейна. К концу 2025 года в планах предприятия достичь годового выпуска 15 тысяч единиц. Это откроет еще больше перспектив для покорения не только отечественного, но и зарубежного рынка.

В советские времена ММВЗ экспортировал продукцию в 45 стран мира: Европу, Азию и даже Америку. Например, в 1970-е британская фирма Satra Corporation занималась поставками советской продукции в Англию, Австралию и США. Мотоциклы поставлялись под брендами Minsk Saturn 125 и Cossack. В новейшей истории M/NSK сумел выжить в конкурентной борьбе мотоциклетных брендов. И сегодня продукция предприятия активно экспортируется в Россию, Казахстан, страны Средней Азии. Отгружают мототехнику и в страны Карибского бассейна. К концу 2025 года в планах предприятия достичь годового выпуска 15 тысяч единиц. Это откроет еще больше перспектив для покорения не только отечественного, но и зарубежного рынка.


Несмотря на сложную конкуренцию с мировыми производителями, мотоциклы из Беларуси отличаются хорошим качеством и небольшой ценой. Из-за простоты конструкции мотоцикл легко починить, благодаря дешевым комплектующим сделать это можно бюджетно. Одна из самых популярных моделей новейшего времени — эндуро X250. Из последних удачных разработок — городской мотоцикл C4 300. Еще один заметный экземпляр — M/NSK Goose 400, самый мощный мотоцикл бренда. К слову, он принимал участие в эстафете «Пламя мира», приуроченной к II Европейским играм в 2019 году.
Несмотря на сложную конкуренцию с мировыми производителями, мотоциклы из Беларуси отличаются хорошим качеством и небольшой ценой. Из-за простоты конструкции мотоцикл легко починить, благодаря дешевым комплектующим сделать это можно бюджетно. Одна из самых популярных моделей новейшего времени — эндуро X250. Из последних удачных разработок — городской мотоцикл C4 300. Еще один заметный экземпляр — M/NSK Goose 400, самый мощный мотоцикл бренда. К слову, он принимал участие в эстафете «Пламя мира», приуроченной к II Европейским играм в 2019 году.

На сегодняшний день производственная площадка мотоциклов «Минск» является крупнейшей в Восточной Европе. Предприятие производит мотоциклы, скутеры и мопеды, мотоциклы эндуро (план производства на 2022 год — 4,2 тысячи единиц техники). Модели создают с использованием современных технологий и в со трудничестве с мировыми мотопроизводителями.
На сегодняшний день производственная площадка мотоциклов «Минск» является крупнейшей в Восточной Европе. Предприятие производит мотоциклы, скутеры и мопеды, мотоциклы эндуро (план производства на 2022 год — 4,2 тысячи единиц техники). Модели создают с использованием современных технологий и в со трудничестве с мировыми мотопроизводителями.